2023 — Год педагога и наставника

Мероприятия, посвящённые Году педагога и наставника


Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (15 (28) ноября 1906, Санкт-Петербург — 30 сентября 1999, Санкт-Петербург) — советский и российский литературовед, историк-медиевист, лингвист, филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук (1947), профессор (1951), педагог. Председатель правления Российского (Советского до 1991 года) фонда культуры (1986—1993).

Академик АН СССР (1970; член-корреспондент 1953). Герой Социалистического Труда (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1969), Сталинской премии второй степени (1952) и Государственных премий РФ (1993; 1999 — посмертно). Кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного (1998). Член Союза писателей СССР с 1956 года. Член-корреспондент Британской академии (1976), иностранный член Американского философского общества (1992).

Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки. Автор около 500 научных и 600 публицистических трудов. Внёс значительный вклад в изучение древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва был весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых.

На протяжении всех лет своей деятельности Д.С. Лихачев, являясь активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности, более чем в ста своих работах полностью или частично рассматривал актуальные вопросы образования и проблемы воспитания молодого поколения.

Ценные для педагогической науки идеи и общие теоретические положения представлены Д.С. Лихачевым в книгах: «Заметки о русском» (1981), «Земля родная» (1983), «Письма о добром (и прекрасном)» (1985), «Прошлое – будущему» (1985), «Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет» (1989); «Школа на Васильевском» (1990), «Книга беспокойств» (1991), «Раздумья» (1991), «Я вспоминаю» (1991), «Воспоминания» (1995), «Раздумья о России» (1999), «Заветное» (2006) и др.

В некоторых из них («Раздумья», «Письма о добром», «Я вспоминаю») Д. С. Лихачев выступает в роли, схожей во многом с ролью крупного педагога-практика, уместно сравнение его здесь с А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинским.

В своих работах Д.С. Лихачев понимал процесс воспитания и образования как приобщение человека к культурным ценностям и культуре родного народа и человечества.

Образование Д.С. Лихачев не мыслил без воспитания. А воспитание, по мнению Дмитрия Сергеевича, это, в первую очередь, прививка нравственности и создание у учащихся навыков жизни в нравственной атмосфере.

По глубокому убеждению Д.С. Лихачева, образование должно не только готовить к жизни и деятельности в определенной профессиональной сфере, но и закладывать основы жизненных программ. В работах Д.С. Лихачева мы находим размышления, объяснения такого рода понятий как жизнь человека, смысл и цель жизни, жизнь как ценность и ценности жизни, жизненные идеалы, жизненный путь и его основные этапы, качество жизни и стиль жизни, успешность жизни, жизнетворчество, жизнестроительство, планы и проекты жизни и т.д.

Обращаясь к его творческому наследию, можно выделить следующие педагогические идеи:

— идея Человека, его духовных сил, способности к совершенствованию по пути добра и милосердия, его стремления к идеалу, к гармоническому сосуществованию с окружающим миром;

— идея возможности преобразования духовного мира человека посредством русской классической литературы, искусства; идея Красоты и Добра;

— идея связи человека с его прошлым – вековой историей, настоящим и будущим. Осознание идеи преемственности связи человека с наследием его предков, обычаями, жизненным укладом, культурой, развивает у школьников представление об Отечестве, долге, патриотизме;

— идея самосовершенствования, самовоспитания;

— идея воспитания ориентации на диалог и сотрудничество;

— идея освоения учеником культурного пространства через самостоятельную, осмысленную мотивированную учебную деятельность.

Образование как ценность определяет отношение подрастающего поколения к важнейшему аспекту нашей жизни – непрерывному образованию, которое необходимо каждому в эпоху бурного развития научно-технической информации. Для Д.С. Лихачева образование никогда не сводилось к обучению оперировать суммой фактов. В процессе образования он выделял тот внутренний смысл, который трансформирует сознание личности в сторону «разумного, доброго, вечного» и неприятие всего, что подрывает нравственную целостность человека.

Володар Викторович Краевский

Володар Викторович Краевский (23 июня 1926 — 8 апреля 2010) — российский учёный в области педагогики, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской Академии образования (РАО).

В. В. Краевский родился в г. Самаре. Трудовую деятельность начал учителем средней школы, был школьным инспектором, редактором методического журнала. С 1966 по 1984 гг. работал научным сотрудником и заведующим лабораторией дидактики Института теории и истории педагогики Академии педагогических наук, потом заведовал  кафедрой педагогики Института повышения квалификации научно-педагогических кадров при Академии педагогических наук СССР. С 1993 по 2004 гг. был академиком-секретарем Отделения философии образования и теоретической педагогики в Президиуме РАО.  В этот период он руководил исследованиями большого научного коллектива, курировал работу трёх институтов.

Профессиональные интересы В.В. Краевского были сосредоточены в области педагогики, методологии педагогики, дидактики. Володар Викторович оставил после себя богатейшее научное наследие —  более 300 научных публикаций (в том числе более 30 книг) по вопросам методологии педагогики, дидактики, методики, педагогического образования, некоторые из которых изданы за рубежом.

В.В. Краевским была разработана концепция методологии педагогики как системы знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также системы деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных исследований.

Он  выявил состав, функции, структуру и  методологические условия научного обоснования обучения, представил характеристики целостного учебно-воспитательного процесса и предложил принципы его построения;  определил общетеоретические и нормативные основания переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров.

Опубликованный в 2005 году и рекомендованный в качестве учебника для студентов педвузов труд В.В. Краевского «Общие основы педагогики» служит системообразующим концептуальным основанием для преподавания педагогических дисциплин в вузах страны и методологическим ориентиром для научной работы в области образования.

В.В. Краевский чётко обосновал, почему педагогика, которую рассматривали как науку о воспитании, — наука об образовании, то есть её объект — взаимосвязь воспитания и обучения во имя развития ребёнка. Это стало основанием для доказательства положения о гуманитарной сущности образовательного процесса, в котором есть связь теоретической и нормативной функций педагогики, воспитания и обучения, субъектности учителя и учащихся и их рефлексии (самоанализа), обоснования логики учебного процесса как образовательного.

Большое место в работах В.В. Краевского занимает ценностный аспект педагогики, дидактики и педагогической деятельности: учёный рассматривал педагогическую науку и педагогическую практику как единую систему.

Самое активное участие в последние годы жизни В.В. Краевский принимал в разработке стандартов общего и профессионального образования. На предложенной им концепции основано определение содержания образования, базовое для принятой на сегодняшний день стратегии модернизации содержания общего образования.

Рафаил Самуилович Белкин

Рафаил Самуилович Белкин (11 июля 1922 – 3 февраля 2001) – выдающийся советский и российский криминалист, генерал-майор милиции, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор юридических наук, профессор, заслуженный профессор Академии управления МВД России, почётный академик Российской академии естественных наук (РАЕН), почётный член Болгарского научного общества судебных медиков и криминалистов, лауреат премии Фонда Кангера (Германия), участник Великой Отечественной войны.

Рафаил Самуилович родился в г. Чернигове, а с 1925 года – проживал в Москве. Его детство прошло в Марьиной роще, в то время – одного из окраинных и самых криминальных районов столицы. Еще в школьные годы будущий криминалист любил читать детективные повести и рассказы о Шерлоке Холмсе и Дюпене, о патере Брауне и Пинкертоне.

Окончив  школу с золотой медалью, Рафаил Самуилович в 1940 году был призван в Красную армию, служба его началась на Дальнем Востоке. В октябре 1941 года в составе 415-й стрелковой дивизии – переброшен под Москву как раз к началу немецкого наступления; в последствии пехотинцем прошел всю Великую Отечественную войну, был ранен, сражался под Москвой и подо Ржевом, на Смоленщине и на Курской дуге, принимал участие в освобождении Белоруссии, Прибалтики, Варшавы, взятии Берлина. Закончил войну на Эльбе. За проявленные доблесть и мужество награжден четырьмя боевыми орденами (двумя – «Великой Отечественной войны» и двумя – «Красной звезды»), а также рядом боевых медалей, в частности, «За боевые заслуги», «За отвагу», «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и другими. Впоследствии также удостоен многих отечественных и иностранных государственных наград, в том числе, ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

По окончании войны капитан Р.С. Белкин направлен для прохождения службы в Группу советских оккупационных войск в Германии в г. Веймар. А в августе 1946 года – прошёл по конкурсу на учебу в Военно-юридическую академию Советской Армии, которую окончил с золотой медалью в 1951 году. Учился на одном курсе с В.Н. Кудрявцевым, А.С. Кобликовым и другими известными советскими и российскими юристами. Именно там, по собственным словам, Рафаила Самуиловича начался его путь в криминалистику в научном кружке профессора Абрама Ильича Винберга – будущего научного руководителя и близкого друга Р.С. Белкина.

По окончании Военно-юридической академии Р.С. Белкин – военный следователь, старший военный следователь, а затем и помощник военного прокурора по руководству дознанием и следствием 42-й воздушной армии Бакинского округа ПВО. Именно в те годы накапливался практический опыт, послуживший впоследствии основой его научных исследований. В этих непростых условиях Рафаил Самуилович поступил в заочную адъюнктуру Военно-юридической академии, где менее чем за три года подготовил и в 1954 году успешно защитил кандидатскую диссертацию «Осмотр места происшествия. Уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты (по материалам военно-следственных органов)» (научный руководитель – проф. А.И. Винберг; официальные оппоненты – проф. М.И. Авдеев, доц. Б.М. Комаринец).

В 1955 году Рафаил Самуилович перешел на службу в органы внутренних дел. Вся его дальнейшая жизнь неразрывно связана с Высшей школой МВД СССР (МООП РСФСР), впоследствии – Академией МВД СССР, Академией управления МВД России, где он многие годы руководил кафедрой криминалистики, являвшейся крупнейшей и по оценкам современников «лучшей кафедрой Союза».

Всего через семь лет после защиты кандидатской диссертации в 1961 году Рафаил Самуилович подготовил и успешно защитил докторскую диссертацию «Экспериментальный метод исследования в советском уголовном процессе и криминалистике» (официальные оппоненты – член корр. АН СССР М.С. Строгович, проф. С.И. Тихенко, проф. С.П. Митричев), став 26-м доктором юридических наук в истории СССР и 6-м доктором–криминалистом. В 1963 году Р.С. Белкину было присвоено ученое звание профессора.

Профессор С.Р. Белкин – основатель крупной и общепризнанной научной школы, связавшей воедино проблемы уголовно-процессуального познания и доказывания с криминалистическими средствами и методами выявления, раскрытия, расследования преступлений. Под его непосредственным научным руководством было подготовлено более 100 кандидатских и докторских диссертаций; многие из учеников Рафаила Самуиловича, в частности, профессора Т.В. Аверьянова, А.Ф. Волынский, В.Н. Григорьев, В.А. Жбанков, М.К. Каминский, В.П. Лавров, Г.М. Меретуков, Б.М. Нургалиев, Н.И. Порубов, Г.К. Синилов, Н.Г. Шурухнов, академик Я. Пещак (Чехословакия) и многие другие, составили цвет современной уголовно-процессуальной и криминалистической науки.

Р.С. Белкин внес крупный вклад в советскую и российскую юридическую науку, являясь автором более 300 работ по проблемам криминалистики, уголовно-процессуального доказывания, теории оперативно-розыскной деятельности и судебной экспертизы. Его перу принадлежит около 20-ти крупных монографий, в том числе, первого в истории науки 3-томного «Курса советской криминалистики» (1977–1979; 2-е изд. – 1997; 3-е изд. – 2001), 2-х томника «Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы» (1987–1988) и многих других. Труды Рафаила Самуиловича переведены на немецкий, английский, венгерский, польский, чешский и болгарский языки.

В 1970 году в монографии «Ленинская теория отражения и методологические проблемы советской криминалистики» профессором Р.С. Белкиным впервые была предложена концепция общей теории криминалистики, по-новому определен ее предмет и сформулировано ставшее классическим определение как «науки о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей специальных средствах и методах судебного исследования и предотвращения преступлений».

Р.С. Белкиным в соавторстве и под его редакцией написано 23 учебника по криминалистике для высших и средних специальных учебных заведений, несколько пособий для следователей, экспертов, прокуроров, судей.

Лекции и выступления Рафаила Самуиловича собирали большие аудитории слушателей, нередко приходивших именно для того, чтобы послушать его содержательную, яркую и остроумную речь. За 45 лет педагогической деятельности он воспитал не одно поколение замечательных специалистов в области криминалистики, оперативно-розыскной деятельности, судебной экспертизы. Р.С. Белкин выступал в различных университетах, институтах и академиях страны, читал лекции в Берлинском, Софийском, Пражском и других зарубежных университетах, в Институте уголовной полиции Китая.

Кроме всего прочего Рафаил Самуилович был талантливым публицистом, популяризатором своей любимой науки. Одной из сторон его многогранного таланта был дар простым и понятным языком говорить о весьма сложных вещах. Несколько поколений будущих криминалистов узнали об этой науке из книг: «Ведется расследование» (1976); «Не преступи черту» (1979), «Сквозь завесу тайны» (1989); «Репортаж из мастерского следователя» (1998); «Профессия следователь» (1999). Для школьников младших классов он написал увлекательную книжку «Криминалистический букварь» (1997).

Научное наследие Рафаила Самуиловича Белкина не теряет своей актуальности. Ссылки на работы Р.С. Белкина, индекс цитирования которых один из самых высоких среди специалистов в данной области, можно найти практически в любой научной работе, просвещенной уголовно-процессуальному доказыванию, криминалистике, судебной экспертизе или оперативно-розыскной деятельности. Российские и зарубежные криминалисты в своих научных изысканиях продолжают идти по намеченными профессором Р.С. Белкиным направлениям исследований.

На основании материалов, предоставленных кафедрой уголовного процесса Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации.

Иван Яковлевич Фойницкий

Иван Яковлевич Фойницкий (29 августа (10 сентября) 1847 г., Могилёвская губерния — 19 сентября (2 октября) 1913 г., Санкт-Петербург) — российский учёный-правовед, криминолог, заслуженный профессор, педагог, товарищ обер-прокурора Уголовного кассационного департамента Правительствующего сената. Тайный советник.

Неординарные способности молодого Фойницкого были замечены графиней Паскевич, при участии которой он был устроен в Могилевскую гимназию. Завершив обучение в гимназии с золотой медалью, в 1864 году И.Я. Фойницкий поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. По окончании университета был оставлен для приготовления к профессорской деятельности. С 1868 по 1871 год преподавал в Аудиторском училище (в эти годы переименовано в Военно-юридическое училище).

В 1871 году в Санкт-Петербургском университете защитил магистерскую диссертацию «Мошенничество по русскому уголовному праву», которая представляла собой обширное двухтомное исследование и явилась первой, написанной на русском языке, монографией, посвященной имущественным преступлениям. По словам современников, эта книга сыграла свою роль в направлении судебной практики к уяснению действительной сущности мошенничества и надлежащего представления об особенностях русского права по данному вопросу.

В том же году по предложению профессора Н.С. Таганцева избран доцентом Санкт-Петербургского университета и откомандирован за границу. Посетил Англию, Германию, Австрию, Францию, Италию, Швейцарию, слушал лекции в Берлине, Лейпциге, Вене, Париже и изучал пенитенциарные учреждения, в частности, проявил большой интерес к устройству английских судебных порядков и учреждений для борьбы с преступностью, в том числе на территории Ирландии.

После возвращения И.Я. Фойницкого из-за границы его дальнейшая судьба была связана с юридическим факультетом Санкт-Петербургского университета. Там, в 1873 г., наряду с общим курсом уголовного права начинает читать специальный курс по тюрьмоведению, ставший первым не только в России, но и за рубежом. Одновременно с 1873 по 1876 год читает курсы правоведения в Императорском училище правоведения и энциклопедии права в Императорском Александровском лицее.

С 1873 года начинается и практическая деятельность И.Я. Фойницкого: с 1873 года он служил в одном из отделений Министерства юстиции, с 1876 года являлся товарищем оберпрокурора уголовного кассационного департамента Сената, с 1900 – сенатором того же департамента, с 1911 – сенатором 1-го Общего собрания Сената. С 1882 года участвовал в комиссии по составлению Уголовного уложения, где состоял до 1901 года, отвечая, в том числе, за разработку положений об имущественных преступлениях и пояснительную записку в этой части. С 1904 по 1909 год был гласным в Санкт-Петербургской городской думе.

В 1881 г. получил степень доктора уголовного права за диссертацию «Ссылка на Западе в её историческом развитии и современном состоянии» (Санкт-Петербург) и утверждён профессором по кафедре уголовного права в Санкт-Петербургском университете, с мая 1896 года и до конца жизни состоял в звании заслуженного ординарного профессора по той же кафедре. В 1897—1898 гг. — декан юридического факультета. После назначения сенатором состоял профессором вне штата, но фактически продолжал занимать кафедру уголовного права и судопроизводства до начала 1913 года, когда его место занял по назначению его бывший ученик, профессор Томского университета Н. Н. Розин. Иван Яковлевич Фойницкий объявил тогда о параллельном с ним курсе уголовного судопроизводства и читал его до самой смерти.

По инициативе Фойницкого при Санкт-Петербургском университете учрежден кабинет уголовного права, в состав которого входили:

—  музей, в основу которого легли предметы, фигурировавшие на выставке, устроенной для Санкт-петербургского международного пенитенциарного конгресса 1890 г. и пожертвованные после выставки разными государствами российскому правительству. Впоследствии коллекция эта пополнялась другими предметами, преимущественно из области отечественной пенологии;

— собственно кабинет, состоящий из библиотеки по уголовному праву и помещения для занятий студентов.

Активная преподавательская, практическая и общественная деятельность И.Я. Фойницкого успешно сочетались с научной. Его работы характеризовали его как юриста с солидной эрудицией, тонкого аналитика, глубокого знатока русского и иностранного права и прекрасного комментатора законодательства. Научные интересы профессора Фойницого были связаны с разработкой вопросов уголовного права и процесса. В меньшей степени он уделял внимание учению о преступлении, сосредоточившись в области уголовного права на вопросах наказания и особенной части. Его «Курс уголовного права. Часть Особенная», где впервые была произведена научная разработка системы Особенной части уголовного права, выдержал пять прижизненных изданий (первое – 1890 г., последнее – 1912 г.) и представлял одинаковый интерес как для теоретиков, так и практиков. Итогом же многочисленных статей в периодических изданиях и 15-летней работы над проблемами наказания стала монография «Учение о наказании в связи с тюрьмоведением» (1889 г.) — одно из виднейших произведений в русской юридической литературе.

И.Я. Фойницкий по праву считается одним из основоположников социологического направления в науке уголовного права, изучения преступности как явления социальной жизни. Им впервые были сформулированы и обоснованы теоретические положения о различных факторах, являющихся причинами преступности – социально-экономических, физических, индивидуальных, психофизических и т.д. (работы 1872 года «Проект основных положений тюремного преобразования и 1873 года «Влияние времен года на распространение преступности»).

Большое внимание И.Я. Фойницкий уделял целям, свойствам и результатам действия наказания на преступника. Основной целью наказания Фойницкий считал обеспечение безопасности общества, а основным его свойством – справедливость. Также он полагал, что наказание должно быть целесообразным, восстановимым (в случае ошибки правосудия), экономичным для общества, но в то же время чувствительным для преступника. В центре научной деятельности Фойницкого было изучение русского уголовного делопроизводства и изучение различных тюремных систем, в том числе и в европейских странах. Большое внимание уделял изучению истории систем наказания в разных странах.

И.Я. Фойницкий участвовал в пенитенциарных конгрессах 1872, 1890, 1895 годов, в съездах Международного союза криминалистов. Являлся одним из учредителей Санкт-Петербургского юридического общества (1875г.), где был председателем уголовного отделения, и учредителем Русской группы Международного союза криминалистов (1897г.), председателем которой состоял до 1905 года. В 1901 году он организует первое в России Общество Патроната (начавшее работу в 1905 г.); в 1909 году при его активной поддержке вводится в России первый суд по делам несовершеннолетних.

Скончался Иван Яковлевич Фойницкий 19 сентября (2 октября) 1913 года в Петербурге, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Антон Семёнович Макаренко

Антон Семёнович Макаренко (1 (13) марта 1888, Белополье, Сумской уезд, Харьковская губерния, Российская империя — 1 апреля 1939, Голицыно, Московская область, РСФСР) — советский педагог и писатель.

Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи в т.ч. бывших беспризорников, подготовки к её дальнейшей успешной социализации, выдвинули А. С. Макаренко в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики. Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке.

Основная воспитательная и педагогическая деятельность А. С. Макаренко относится к первому пятнадцатилетию послереволюционного времени (1920—1934), когда школы и иные воспитательные учреждения, с одной стороны, крайне слабо снабжались, с другой — над ними не было столь жёсткой регламентации и стандартизации, которые начали устанавливаться с начала 1930-х годов.

В 1917 году Антон Семёнович окончил Полтавский педагогический техникум. Его дипломная работа «Кризис современной педагогики» получила высокую оценку за необычный подход. Окончившему техникум с золотой медалью Макаренко посоветовали продолжить свои научные исследования в области педагогики, но он решил стать практикующим преподавателем. В 1917—1919 годах он был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских, в 1919 году он переехал в Полтаву, а в 1920 году его пригласили возглавить Полтавскую колонию для несовершеннолетних правонарушителей, с 1921 г. колония имени Максима Горького.

Максим Горький горячо интересовался воспитательной и педагогической деятельностью Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку, они состояли в переписке.

Методика воспитания А.С. Макаренко, его педагогические идеи появились, развивались и совершенствовались на практике в Колонии имени Горького для беспризорников и малолетних преступников и, в дальнейшем, в Коммуне имени Ф. Э. Дзержинского, которую Антон Семёнович возглавлял с 1927 до 1935 г.

Педагогический опыт и взгляды Антона Семеновича Макаренко выражены в его произведениях: в главном его труде  — «Педагогическая поэма» (1925—1935); в книгах о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД — 1» (1932);  в художественном произведении — «Флаги на башнях» (1938), в автобиографической повести «Честь» (1937—1938), романе «Пути поколения» (не закончен); в научно-педагогической работе «Методика организации воспитательного процесса» (1936), в «Книге для родителей» (1937).

Основными идеями теории воспитания Макаренко являлись следующие подходы: воспитание в коллективе и через коллектив, воспитание трудом, воспитание в семье, воспитание в игре. Его система была направлена на интеграцию воспитания и образования с трудовой деятельностью.

Ведущей идеей для педагогических взглядов А.С. Макаренко было воспитание коллективом. В результате педагогического процесса у обучающихся формируются определенные нормы и взаимоотношения, присущие человеческому коллективу. Дети связаны общими целями в воспитательном коллективе. Педагог подчеркивал, что коллектив – это социальный организм, «целеустремленный комплекс личностей». Взаимодействие членов коллектива служит благоприятной средой для развития личности. Коллектив помогает подростку адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью.

Сам коллектив не может останавливаться на достигнутом, он должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок — осознавать свой вклад в общий процесс. Такое воспитание подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, где ему понадобится заслужить свой статус. В итоге ребенок морально готовится принимать решения, осознавать свои силы и не бояться их применять.

Еще одна из идей педагогики Макаренко – учение о «завтрашней радости», идея о близких и далеких перспективах как о необходимых стимулах движения, совершенствования коллектива и отдельных личностей, из которых он состоит.

Принцип целостности процесса воспитания подразумевает, что «человек не воспитывается по частям, он создается синтетически».

Принцип ответственной зависимости означает, что коллектив и каждый член коллектива ответственны за действия и жизнедеятельность всего коллектива.

По мнению Макаренко, воспитательное влияние на учеников должно быть не прямым, а опосредованным параллельным действием, то есть должно осуществляться через коллектив.

Макаренко не верил в эффективность всепрощения. Он утверждал: хорошие поступки должны поощряться, а за дурные следует наказывать. Но наказание ни в коем случае не должно унижать человеческое достоинство. Единственная его функция — защитить других.

Антон Семенович считал, что «каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового». В коммуне старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост единожды, соответственно, каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя. Жизнь, досуг и труд коллектива определялись голосованием детей, и никакой педагог не мог отменить решения собрания. Взрослый в системе воспитания Макаренко является частью коллектива. К нему предъявляются те же требования, что и к ребёнку. Между воспитателем и ребятами возникают отношения скорее дружеские, товарищеские, чем наставнические и авторитарные.

Система воспитания Макаренко самая демократичная. Педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности, чувство радости.

Макаренко был противником идеи того, что школа – это лишь подготовительный этап, и считал воспитанников полноправными гражданами, которые могут жить и работать по мере своих сил и заслуживают уважения. Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требований к нему.

По системе Макаренко труд — основной инструмент воспитания. Но только вместе с образованием, нравственным и политическим развитием. Работа учит взаимодействовать с коллективом, дисциплинирует, развивает физически и даёт средства для жизни. Но очень важно, чтобы труд приносил реальную выгоду, а участники понимали, что и зачем они делают.

Говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью. И в то же время труд без идущего рядом образования и воспитания – бесполезное сокращение мускулатуры.

Участие в производственном труде меняет социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

Дисциплина, характерная для коллектива, не была основана на бездумном подчинении и тем более на насилии.

А.С. Макаренко были сформулированы следующие признаки коллектива: 1. общая цель; 2. общая деятельность; 3. тесная связь с обществом; 4. строгая дисциплина.

Сегодня педагогическое наследие Александра Сергеевича Макаренко требует нового осмысления. Долгое время на личностное восприятие его произведений налагались штампы из учебников: «интересы коллектива», «воспитание дисциплины», «самоуправление», «трудовое воспитание» и др. Теперь многое из того, что повсеместно внедряли, незаслуженно осуждается. Между тем идеи А. С. Макаренко и сегодня актуальны, востребованы жизнью и практикой современной школы. Это прежде всего работа в новых условиях с детьми-сиротами, подростками из так называемой «группы риска».

Учение о коллективе актуально в современном обществе, так как огромную роль в педагогике современных стандартов играет развитие коммуникативных умений и способов организации сотрудничества в ученическом коллективе.

Сейчас наиболее близко к существу макаренковской педагогической теории и практики подходят те школы, которые решают вопросы актива коллектива, роли традиций в формировании коллектива. Отдельные педагогические коллективы ставят задачу создания общешкольного коллектива, не ограничиваясь «детским коллективом» в классе, кружковой работой. В соответствии с положением о том, что первичный коллектив не должен замыкаться в кругу своих узких интересов, устанавливаются формы взаимосвязи классных коллективов в школе: информация классов о важнейших событиях в жизни школы, поручения общешкольного характера, шефство старших над младшими, совместные мероприятия. Основные органы «школьного ученического коллектива» — это ученические комитеты, стенная газета, школьное радио, ученический лекторий, временные уполномоченные (дежурные).

Педагогическая система А.С. Макаренко в своей основе имеет гуманный подход к обучающимся. Идеи А.С. Макаренко заключаются в том, что каждый человек носит в себе огромный потенциал для развития и воспитания личности, которая является носителем прогресса в любом обществе. Важным условием для развития такой личности являются специально организованные социальные условия и педагогическое воздействие.

Система, созданная педагогическим талантом и высокими личностными качествами Антона Макаренко, актуальна и сегодня. Она позволяет выстроить логичные, простые и понятные отношения между ребенком и взрослым, в процессе которых личность крепнет, формируются необходимые морально-нравственные установки.

Василий Александрович Сухомлинский
Василий Александрович Сухомлинский (28 сентября 1918, Василевка, Херсонская губерния — 2 сентября 1970, Павлыш, Кировоградская область) — советский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.

Родился Василий Александрович в 1918 году в селе Васильевка (ныне Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность.
Летом 1933 года Сухомлинский поехал учиться в г. Кременчуг. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт; в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевёлся в Полтавский педагогический институт и успешно окончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе.

В 1941 году Сухомлинский добровольцем ушёл на фронт.

В январе 1942 года он, младший политрук, был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После лечения в госпитале на Урале просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. После освобождения Украины от нацистов вернулся в родные края и узнал, что его жену и маленького сына замучили в гестапо.

В 1948 году он стал директором Павлышской средней школы (г. Павлыш, Кировоградская обл.), которой бессменно руководил до конца своей жизни.
Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).

Основные принципы научной и практической деятельности В.А. Сухомлинского, его педагогические идеи:

  • В. А. Сухомлинский создал методики развития детского творчества и педагогику семьи. Он выяснил, что существует теснейшая связь между дошкольным и школьным образованием. Свои идеи Василий Александрович активно практиковал. Он считал, что любую мысль в педагогике нужно качественно и долгое время творчески воспроизводить в команде учеников. Его разработки стали основой для собственной программы развития и образования учащихся.
  • Великий учитель внедрил и систему выставления оценок. Оценки ставили только в старших классах, как награду за проделанную работу, за труд.
  • Поддержание личного авторитета учителем (он должен быть человечным, чтобы дети делились с ним проблемами). Говоря о взаимоотношениях преподавателя и ученика, Василий Александрович считал, что педагог должен расти духовно вместе с каждым учеником. Он должен заново открывать с ним мир и понимать в нем личное.
  • Сухомлинский считал, что нравственность – это основа счастливой жизни ребенка. Для него нравственность — это долг перед людьми, обществом, коллективом и родителями.
  • Очень важное значение Василий Александрович, как и Макаренко, придавал труду. Он полагал, что физический и умственный труд оказывает на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек всегда делает физическую работу творчески, и это вызывает радость. Раскрыть заложенные в ребенке таланты и дать стимул его самостоятельному развитию способен только процесс труда. Также одним из важных компонентов воспитания ученый считал природу, связанную с трудом. Только при активном контакте ребенка с природой, он учится понимать ее красоту.
  • Духовная общность людей — это потребность человека в человеке. Ее великий учитель ставил на главный пьедестал культуры потребностей.
  • Семейная педагогика. Еще одним принципом являлась семейная педагогика. Сухомлинский считал, что первичная среда, где человек должен учиться творить добро, это, безусловно, семья. Он полагал, что главная педагогическая ответственность в воспитании ребенка должна лежать на родителях. Воспитывать и обучать школа должна совместно с ними. Семья и школа должны иметь единый подход по вопросу воспитания детей, чтобы дать возможность развиться гармоничной личности.

Идеи В.А. Сухомлинского воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

В.А. Сухомлинский — автор 40 монографий и брошюр, более 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи, а также 1200 сказок и рассказов. Книга его жизни —

«Сердце отдаю детям» (Государственная премия УССР в области науки и техники 1974 года, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

Константин Дмитриевич Ушинский

Константин Дмитриевич Ушинский (19 февраля (3 марта) 1823, Тула — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса) — русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России.

Родился в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна (урождённая Карпинская) умерла, когда сыну было 12 лет.

Получал хорошую домашнюю подготовку от своей матери, после смерти которой в 1835 году он был зачислен сразу в третий класс Новгород-Северской гимназии.

После окончания в 1840 году гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции таких известных преподавателей, как профессор истории Грановский и профессор философии государства и права Редкин.

После блестящего окончания университетского курса в 1844 году кандидатом юриспруденции, Ушинский был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию. В круг интересов юного Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.

В январе 1854 года Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинском сиротском институте. Задачей Гатчинского сиротского института было воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания».

Уже в 1855 году он стал инспектором классов Гатчинского сиротского института. В стенах этого учебного заведения К. Д. Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института — Е. О. Гугеля, в котором он нашёл, как писал позже сам Ушинский, «полное собрание педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского.

«Боже мой! — от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с ними прежде, чем вступил на педагогическое поприще!» — вспоминал он потом.

Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы». После огромного общественного успеха этой публикации, Ушинский стал постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он помещал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Также он сотрудничал в журналах «Современник» (1852—1854) и «Библиотека для чтения» (1854—1855).

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения.

Эта должность — аналог завуча по учебной части в настоящее время, главного по содержанию и методикам обучения. Правда, незадолго до этого на прежнем месте у Константина Дмитриевича случился конфликт — и как раз по поводу методик преподавания, которые казались ему устаревшими. Ушинский везде был реформатором, но в Смольном впервые получил на это высочайший карт-бланш. Однако от проблем это его не спасло.

Ушинский изменил жизнь института кардинально: смело провел реформу института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики. Механическую бездумную зубрёжку, которая там раньше была единственным методом, заменил на настоящее преподавание и обучение, поменял учителей. При нём девочек начали обучать естественным наукам (раньше считалось, что им это ни к чему), а ещё он открыл дополнительный старший класс, в котором могли остаться выпускницы, желавшие получить профессию домашней учительницы.

В качестве преподавателей Ушинским были приглашены видные педагоги-методисты: по литературе — В. И. Водовозов, по географии — Д. Д. Семенов, по истории — М. И. Семевский и другие.

Но главное, Ушинский поменял мировоззрение институток, включил у них живое мышление и постарался сделать более свободной царившую там атмосферу ханжеской морали и подавления индивидуальности.

Всё это Ушинский проделал меньше чем за три года, но ломкой традиций сразу нажил себе врагов в лице начальницы института и истеричных классных дам. Ему строили козни, на него писали жалобы, и работать в состоянии вечного конфликта стало невозможно — снова пришлось уйти.

После этого Ушинского во избежание дальнейших скандалов командировали за границу — изучать и описывать опыт передовых европейских школ. К педагогической практике он больше не вернулся, но написал первые массовые учебники и руководства для начального обучения «Родное слово» и «Детский Мир. Хрестоматия», а ещё двухтомный фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», занимался общественной деятельностью.

В последние годы жизни выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму. Приехав в 1870 году в Симферополь, Ушинский побывал в нескольких учебных заведениях, в том числе женском училище; охотно встречался и с учителями, и с учащимися; принял участие в работе II съезда учителей Таврической губернии.

Педагогические идеи Константина Ушинского

Ушинский придерживался и последовательно развивал много идей:

Образование должно быть обязательным для всех вне зависимости от сословия. Женщины имеют такое же право на образование, как и мужчины (напомним, в педагогику Ушинский пришёл ещё до отмены крепостного права, а за равные права на образование женщины в Российской империи боролись вплоть до революции 1917 года, так что эти его идеи сильно опередили время).

Педагогика не может опираться лишь на личный опыт учителя, ведь тот может оказаться ошибочным. Она должна опираться на теорию, то есть всестороннее изучение человека и систематизированный опыт. Поэтому педагогические идеи должны развиваться в университете, опираясь на науку. Так, в «Человеке как предмете воспитания» Ушинский подробно описывал не только психологию, но и физиологию человека. Благодаря этому он объяснял, например, почему дети не могут долго заниматься одним монотонным делом и почему обучение для них должно быть наглядным.

Обучение — не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно. Обучение должно быть сознательным, то есть до учащихся нужно донести, зачем они учатся и чему в итоге научатся.

Обучение должно быть системным и последовательным. От конкретного — к отвлечённому, от знакомого — к незнакомому, от единичного — к сложному, от частного — к общему. В учебном материале нужно определённым образом расположить материал для повторения и практические задачи. Это обеспечит прочность знаний. Важно научить применять знания на практике, оперировать ими в разных ситуациях.

Задача первоначального обучения — сделать серьёзное занятие увлекательным для ребёнка. Но с увлекательностью важно не переборщить. Если превратить вообще всё обучение в игру, то ребёнок не сможет дальше осваивать не очень интересные, но важные знания. Он должен привыкнуть к тому, что обучение — всё-таки труд.

Главная задача педагогики — воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение — лишь средство воспитания. Школа должна готовить человека к жизни и труду.

Воспитание должно быть гуманным. Физические наказания и унижения неприемлемы. Воспитание — это убеждение личным примером, а не слепое повиновение.

Воспитание и образование должны учитывать культурные и языковые особенности народа. Однако это не значит, что русская школа должна быть какой-то уникальной, «не как у людей». Законы души и её развития везде одинаковы.

Ушинский подошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель, вооруженный глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Ему хорошо была знакома педагогика его времени. Отвергая умозрительное, кабинетное построение педагогической теории, Ушинский предостерегал также против эмпиризма в педагогике, справедливо указывая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы удачном, опыте воспитательной работы.

Он требовал единства теории и практики. «Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли», — писал Ушинский. Педагогическую практику без теории он уподобил знахарству в медицине. Ушинский совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, ему необходимо также вооружиться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», — заявлял он. Осуществляя это требование, Ушинский написал, как было сказано выше, капитальный труд «Человек как предмет воспитания» в двух томах и, предполагая дать третий том, собрал и подготовил к нему материалы, но ранняя смерть прервала его плодотворную работу.

Значение К. Д. Ушинского в развитии педагогики и школы.

Ушинский является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Он — «учитель русских учителей» — разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского. Как поэтический гений А.С. Пушкина вызвал к жизни целую группу поэтов пушкинской школы, так и педагогический гений Ушинского способствовал появлению плеяды замечательных педагогов 60-70-х годов, последователей Ушинского, — Н. Ф. Бунакова, Н. А. Корфа, В. И. Водовозова, Д. Д. Семенова, Л. Н. Модзалевского и других. Большое влияние Ушинский оказал на передовых педагогов других народов России (Грузии, Армении, Казахстана), на педагогику Болгарии, Чехии и других славянских народов. Как указывал в 1895 году Л.Н. Модзалевский, детский писатель, поэт и педагог, на заседании, посвященном 25-летию со дня смерти Ушинского, «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор». Своею деятельностью К. Д. Ушинский значительно повысил образовательный уровень народной начальной школы, чему особенно способствовали его учебные книги «Детский мир» и «Родное слово». Он расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег, внес много нового относительно применения принципа сознательности, основательности и прочности, а также развития активности и деятельности детей. Особенно ценной является идея Ушинского о связи школы, с жизнью. Он говорил, что жизнь легко опрокидывает школу, которая становится поперек ее пути, что «истинное воспитание должно быть посредником между школой, с одной стороны, и жизнью и наукой — с другой». Учитель всегда должен помнить, что он выводит новые поколения из школы в жизнь, от деятельности его воспитанников зависит направление и содержание общественного развития.

Михаил Николаевич Гернет

Михаил Николаевич Гернет (12 [24] июля 1874, Ардатов, Симбирская губерния, Российская империя — 16 января 1953, Москва, СССР) — российский и советский учёный-правовед, криминолог и специалист по уголовно-исполнительному праву, педагог, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР.

Родился в городе Ардатове Симбирской губернии в семье революционера-народника и учительницы. Старший брат известного педагога-математика Надежды Николаевны Гернет. Дворянский род отца имел английские корни.

В 1893 году окончил Симбирскую гимназию и продолжил учёбу на юридическом факультете Московского университета.

В 1897 году он окончил университет одним из лучших выпускников факультета; за общие академические успехи и свою дипломную работу «О влиянии юного возраста на уголовную ответственность» Гернет был удостоен золотой медали. Он был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре уголовного права. В том же 1897 году в «Юридической газете» была опубликована первая статья Михаила Николаевича «Вопросы адвокатской этики». Одновременно Гернет начинает работать в университете помощником присяжного поверенного. В 1898 году он был удостоен стипендии Ушакова. В 1899 году на юридическом факультете Московского университета по инициативе Гернета был создан «Криминальный музей», заведующим которого в скором времени стал сам Михаил Николаевич, который преобразовал его в «Музей уголовного права». Одновременно он читал в университете курс лекций «Учение о факторах преступности». Принимал участие в деятельности Международного союза криминалистов.

В 1902 году Гернет сдаёт магистрантские экзамены, читает лекции на юридическом факультете Московского университета и получает звание приват-доцента. С 1902 по 1904 годы Михаил Николаевич находится в научной командировке в ряде зарубежных стран: Италии, Германии, Франции, Швейцарии. Там он знакомится с научной иностранной литературой, осматривает тюрьмы, посещает криминологические музеи, занимается в семинарии профессора Франца фон Листа, известного австрийского и немецкого юриста, в Берлине, слушает лекции Тарда в Париже, Ферри и Ломброзо в Риме. Кроме того, Гернет и сам читает лекции в высшей школе социальных наук в Париже и Новом свободном университете в Брюсселе. Знания и опыт, полученные в этой поездке, учёный воплощает в конкретные дела на благо России, а затем – СССР.

По возвращении из-за границы Михаил Николаевич почти восемь лет служит приват-доцентом Московского университета.

В 1905 году под редакцией М. Н. Гернета, О. Б. Гольдовского, И. Н. Сахарова вышел сборник статей «Против смертной казни», а затем так же под редакцией Гернета издан сборник «Мнения русских криминалистов о смертной казни». В 1909 году была напечатана монография М. Н. Гернета «Смертная казнь». В 1906 году защитил диссертацию «Социальные факторы преступности» и получил степень магистра права.

До 1911 года Михаил Николаевич читал в Московском университете курс уголовного права. Вёл активную работу со студентами по рассмотрению уголовных дел на спецсеминарах (рассмотрено около 100 тыс. дел народных судов), которые стали первыми криминологическими семинарами в русском университете. По итогам работы в 1908–1909 гг. М. Н. Гернет подготовил и издал пять сборников студенческих работ под общим названием «Семинарий по уголовному праву».

В 1911 году его избрали профессором уголовного права Петербургского психоневрологического института, где он проработал восемь лет.

В 1914 году он выпустил ещё одну свою монографию — «Преступление и борьба с ним в связи с эволюцией общества», которая в 1916 году была удостоена премии Академии наук.

После революции 1917 года возглавил созданное им же Бюро помощи уголовникам, освобожденным по амнистии, а также стал членом Комитета помощи освобождённым политическим заключенным.

В 1918 году М.Н. Гернет стал профессором юридического факультета 1-го Московского государственного университета.

С 1919 по 1931 годы совмещал научную деятельность с общественно-политической: работал профессором кафедры уголовного права и возглавлял работу в Музее Криминологии 1-го МГУ; заведовал отделом Моральной статистики ЦСУ РСФСР-СССР и консультантом Наркомпроса. В 1920-х годах входил в редакционную коллегию журнала «Право и жизнь». Принимал участие в написании комментария к Уголовному кодексу РСФСР; был автором ряда статей для Большой советской энциклопедии («Дуэль», «Жандармерия», «Зерентуй», «Каторга», «Мальцевская каторжная тюрьма») и для Энциклопедического словаря Гранат.

В 1925 году по его инициативе был создан Государственный институт по изучению преступности и преступника при НКВД СССР, сотрудником которого он стал.

В 1928 году Гернет получил звание заслуженного деятеля науки РСФСР (первый среди российских юристов) за «большие заслуги перед советским народом и социалистическим государством» в связи с 30-летием научно-педагогической деятельности.

В конце 20-х годов зрение учёного сильно ухудшилось, а потом он и вовсе ослеп. Недуг сильно затруднил его научную и педагогическую деятельность. Но он продолжал упорно работать. Всё это время его «вторым я» была его жена А.В. Гернет, которой принадлежит большая заслуга в подготовке научных работ, созданных ученым в эти годы.

В 1931—1942 гг. Михаил Николаевич преподавал в Московском юридическом институте.

Среди его учеников: П. В. Всесвятский, А. Н. Трайнин, Х. М. Чарыхов, А. А. Герцензон.

Наряду с научной и педагогической работой Гернет продолжал оказывать помощь Московскому уголовному розыску, для которого он составлял обзоры иностранной печати по вопросам преступности и борьбы с нею.

29 июня 1936 года Академия наук СССР, признавая неоценимый вклад профессора М.Н. Гернета в отечественную правовую науку, присудила ему учёную степень доктора государственных и правовых наук без защиты диссертации.

В предвоенные, военные и послевоенные годы Гернет ведёт работу над самой объёмной своей монографией «История царской тюрьмы».

Создавая свой труд, Михаил Николаевич использовал подлинные архивные материалы. Более того, в период подготовки «Истории…» он сам исследовал места отбывания заключённых, хотя в то время зрение у него уже отсутствовало.

В 1944 году Гернет в связи с 70-летием был награждён орденом Трудового Красного Знамени, в 1946 году получил медаль «За доблестный труд».

В 1946 году ещё до окончания Нюрнбергского процесса вышла публикация Гернета «Преступления гитлеровцев против человечности» — его ответ на прошедшую войну. В ней автор анализирует понятие преступлений против человечности, разоблачает человеконенавистническую сущность расовой теории и даёт краткое описание конкретных фактов зверств нацистов на оккупированных территориях. Вот как рассказывает об этом М.Н. Гернет в своей брошюре: «В лагере Освенцима в газовые камеры загоняли по 1500-1700 человек. После этого палачи в противогазовых масках бросали яд «циклон». Трупы казненных сжигали. В этом лагере ежедневно умерщвлялось от 10 до 12 тыс. человек… Ко всему этому следует прибавить смертную казнь от выставления на мороз (с обливанием жертвы водой), повешения, затопления, медицинских опытов на живых людях и т. д. Подробное перечисление одних только средств казни заняло бы много страниц: между гитлеровцами существовало соревнование на жестокость, с чем связывалось понятие «настоящей арийской крови».

В 1951 г. он был утвержден в ученом звании профессора по специальности «уголовное право».

Научные интересы М. Н. Гернета всегда отличались разносторонностью. С 1914 по 1916 год под его редакцией вышло пять томов систематического комментария Устава уголовного судопроизводства, в котором высоко оценивалось значение Великой судебной реформы 1864 г. и создания в России суда присяжных.

М. Н. Гернета, исследователя экономических причин преступности и иных социальных факторов ее происхождения, можно назвать первым российским криминологом, который на богатейшем материале знакомил общество с историей уголовного права, социальным значением понятий преступления и наказания.

Он является популяризатором социологической школы в изучении преступности в рамках теории факторов. Первым среди российских ученых уделил внимание изучению преступности и ее причин как социального явления. Попытался связать криминологию с научным социализмом, отрицал основное положение антропологической школы в рамках теории факторов, т.е. влияние антропологического фактора на преступника.

Внес свой вклад в российское и советское тюрьмоведение посредством издания ряда статей, монографий, изучение тюрем и преступности в России и за рубежом. Им создана серия очерков по тюремной психологии, опубликованных в 1925 г. под названием «В тюрьме. Очерки тюремной психологии».

Впервые составил ряд библиографических сборников в области истории уголовно-правовой науки, статистики, криминалистики, как то: «Указатель русской и иностранной литературы о детской преступности и мерах борьбы с нею» (1912), «Библиографические указатели по вопросам уголовного права» (1913), «Указатель русской и иностранной литературы по статистике преступлений, наказаний и самоубийств» (1924), «Систематический библиографический указатель литературы по криминалистике» (1936).

Михаил Николаевич Гернет — автор более 350 научных трудов в области криминологии, уголовного права, уголовной статистики, пенитенциарного права. Самая значительная его работа — «История царской тюрьмы» в пяти томах, за первые два тома автору в 1947 г. была присуждена Сталинская премия. Свой уникальный труд Михаил Николаевич посвятил жене, которая писала его со слов своего мужа. Ею же составлена библиография научных трудов Гернета.

До сих пор «История царской тюрьмы» остается самым масштабным систематическим исследованием истории царской пенитенциарной системы.

Анатолий Фёдорович Кони

Анатолий Фёдорович Кони (28 января (9 февраля) 1844, Санкт-Петербург — 17 сентября 1927, Ленинград) — русский юрист, судья, государственный и общественный деятель, литератор, учёный, педагог, судебный оратор, действительный тайный советник, член Государственного совета Российской империи (1907—1917 гг.).

Родился в семье известного театрального деятеля Ф.А. Кони и актрисы И.С. Юрьевой. В 1865 году со степенью кандидата прав окончил юридический факультет Московского университета. Со студенческих лет проявлял склонность к научной работе, однако избрал судебное поприще. Среди вех его деятельности — помощник секретаря Петербургской судебной палаты (с 1866 г.), товарищ прокурора окружного суда – в Москве, Сумах, Харькове и Казани (с 1867 г.), прокурор Петербургского окружного суда (1871 г.), председатель Петербургского окружного суда (с 1878 г.). На данному посту председательствовал по громкому делу В. Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника генерала Ф.Ф. Трепова, закончившемуся оправдательным приговором (31 марта 1878 г.). В дальнейшем – председатель гражданского департамента Петербургской судебной палаты (с 1881г.), обер-прокурор уголовно-кассационного департамента Сената (с 1885г.), первоприсутствующий (председатель) Уголовного кассационного департамента Сената, член Медицинского совета (1917 г.). Сенатор (1891 г.), член Государственного совета (1907 г.), действительный тайный советник.

Автор произведений «На жизненном пути», «Судебные речи», «Отцы и дети судебной реформы», биографического очерка «Федор Петрович Гааз», многочисленных воспоминаний о коллегах и деятелях российской культуры.

Государственная, научно-педагогическая и общественная деятельность Кони, горячего патриота России, была подчинена идее служения праву и справедливости, строгому соблюдению законности.

В юридической науке Кони дебютировал сочинением «О праве необходимой обороны» (1866 г.). С 1866 г. им публикованы статьи и рецензии по разнообразным вопросам уголовного права, судоустройства и судопроизводства, юридической психологии, тюрьмоведения, криминологии и судебной этики в ведущих юридических изданиях («Московский юридический вестник», «Вестник Европы», «Журнал министерства юстиции» и др.).

А. Ф. Кони принимал деятельное участие в законопроектной работе (в 1889-1895 гг. — член «Комиссии для пересмотра законоположений по судебной части», в 1917 г. после Февральской революции – председатель «Комиссии для восстановления основных положений Судебных уставов и согласования их с происшедшей переменой в государственном устройстве» и др.).

В 1890 году А. Ф. Кони Харьковским университетом по совокупности работ был возведён в степень доктора уголовного права, в 1892 году избран почётным членом Московского университета.

В 1896 году Кони избран почетным членом императорской Академии наук, в 1900 году – почётным академиком по разряду изящной словесности той же академии.

В 1907-1911 гг. как литературный критик удостаивается трёх золотых медалей Академии наук. Признаны заслуги Кони как историка литературы, в том числе в качестве одного из создателей Пушкинского дома.

В 1902 году А. Ф. Кони был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

На протяжении всей научной и практической деятельности Кони последовательно отстаивал принципы Судебной реформы 1864 г. (равенство сторон, недопустимость ущемления прав обвиняемых, публичность судебного разбирательства, устность, непосредственность и свободная оценка доказательств и т.д.). Как юрист стоял на либерально-демократических позициях, выступал за гуманизацию пенитенциарной системы, был противником смертной казни и попыток политики сужения сферы юрисдикции суда присяжных. А.Ф. Кони — один из основателей судебной этики.

А.Ф. Кони — один из учредителей (в дальнейшем – председатель) Юридического общества при Санкт-Петербургском университете, почетный член Московского, Киевского, Казанского, Харьковского, Томского, Курского, Кавказского юридических обществ, почетный член Военно-медицинской академии и Общества психиатров. Он был широко известен как выдающийся педагог и блистательный оратор. С 1876 по 1883 год Кони читал лекции по уголовному судопроизводству в Императорском училище правоведения, а с 1901 года — по судебной этике в Александровском лицее. Его учеником был известный юрист и литературовед П.С. Пороховщиков, автор книги «Искусство речи на суде» и других книг по судебному красноречию и уголовной защите.

В 1910 г. А.Ф. Кони был присвоен чин действительного тайного советника (один из высших чинов, соответствующий примерно генерал-майору). Но это был закат его деятельности. А.Ф. Кони всё меньше занимался государственными делами, и всё больше писал. Его литературные произведения в основном являются мемуарными, ему было о чём рассказать и кого вспомнить. В общей сложности при его жизни вышло в свет четыре тома мемуаров «На жизненном пути».

Февральскую революцию 1917 г. А.Ф. Кони воспринял, как должное и неизбежное.

После февральской революции 30 мая 1917 года указом Временного правительства Кони был назначен первоприсутствующим (председателем) в общем собрании кассационных департаментов Сената.

После Октябрьской революции в связи с упразднением Государственного совета Российской империи решением СНК РСФСР Анатолий Фёдорович Кони 25 декабря 1917 года был уволен с должности члена Государственного совета.

Декретом о суде была ликвидирована существовавшая судебная система, а вместе с ним и Сенат — судебная система, которой Анатолий Фёдорович посвятил всю свою жизнь, прекратила существование.

Октябрьскую революцию 1917 года Кони принял в целом благосклонно.

С приходом советской власти А. Ф. Кони попросил встречи с А. В. Луначарским, бывшим в то время народным комиссаром просвещения РСФСР, чтобы выяснить своё отношение к новой власти и предложить свои услуги: «…как отнесётся правительство, если я по выздоровлении кое-где буду выступать, в особенности с моими воспоминаниями».

10 января 1918 года А. Ф. Кони избрали профессором по кафедре уголовного судопроизводства Петроградского университета.

Количество лекций, которые читал А. Ф. Кони, было велико. Помимо уголовного судопроизводства в Петроградском университете, он читал ещё в Институте живого слова лекции по теории и истории ораторского искусства и специально разработанный для слушателей этого института цикл лекций по этике общежития, обратив в них внимание на практическое разрешение этических вопросов, возникающих в разных сферах общественной жизни — судебной, врачебной, экономической, политической и других. Лекции по этике были повторены затем в Железнодорожном университете и в Институте кооператоров.

А. Ф. Кони читал и курс лекций в Музее города по литературной проблематике, а также благотворительные лекции, в частности о Ф. М. Достоевском.

Помимо чтения лекций, Кони помогал новой судебной власти: к нему домой приходили председатель губернского суда Ф.М. Нахимсон (брат С.М. Нахимсона) и представитель Наркомюста, которые договорились о консультациях Кони по особо сложным делам и чтении лекций юристам. А. Ф. Кони написал также комментарий к Уголовному кодексу РСФСР 1922 года.

А. Ф. Кони скончался 17 сентября 1927 года на 84 году жизни и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Ленинграде. Позднее прах его перенесен на Литературные мостки Волкова кладбища.


2023 год Указом Президента (Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника») России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.

В.В. Путин : В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам.

Для проведения мероприятий Года педагога и наставника создан оргкомитет. Его возглавили заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова и первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергей Кириенко.

В состав оргкомитета вошли Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова, президент Российской академии образования Ольга Васильева, руководитель Федерального агентства по делам молодежи Ксения Разуваева, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий и другие.

Первое заседание оргкомитета прошло 14 декабря 2022 года. Участники обсудили план мероприятий Года педагога и наставника.

В 2023 году пройдут форумы и конференции, конкурсы и телешоу. В эфире телеканала «Россия» будут транслироваться новое шоу и одновременно финал федерального проекта «Классная тема!», организованного по поручению Президента России Владимира Путина Министерством просвещения Российской Федерации и телеканалом «Россия 1» при информационной поддержке компании VK. Ключевыми мероприятиями Года педагога и наставника станут Большая учительская неделя и Форум классных руководителей. В День учителя по всей стране пройдут церемонии награждения педагогов и праздничные концерты, главный из которых состоится в Государственном Кремлевском дворце. Также запланированы мероприятия по празднованию 200-летия со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, открытие скульптурно-архитектурной композиции, посвященной выдающемуся педагогу.